Открытая встреча с Константином Севериновым (SkolTech)

27 февраля в Киеве, в помещении НПУ им. Драгоманова, прошла открытая лекция профессора Ратгертского универститета и SkolTech – Константина Северинова, которая была организована при поддержке банка “ВТБ” и “Инвест газеты”.
На лекцию было вынесено 5 вопросов, которые Константин осветил по время своего выступления:

Зачем России Сколково и как устроен университет SkolkovoTech?

Что такое инновации и как они связаны с фундаментальной наукой?

Как работают исследователи и за что им платят деньги?

Где ждать следующего прорыв и в каких сферах? Каковы шансы на получение Нобелевской премии?
Далее – короткий конспект открытой лекции.
 
SkolTech – новый университет, который строится сейчас под Москвой. Это независимая часть  фонда Skolkovo. Создается по международным стандартам. К 2020 году – 2500 студентов по магистерским программам и кандидатским диссертациям.
5 направлений в университете – ИТ, биомедицина, энергия, космос и ядерные технологии.
Новый кампус – инновационный город Сколково.
3 направления деятельности – Образования, Исследование, Инновации, которые должны способствовать экономическому росту в России.
MIT (США) – партнер SkolTech, который оказывает услуг на 300 млн. долларов. Он помогает построить университет во всех аспектах – от подбора профессуры до экономических аспектов. В том числе – endowment от российских предприятий (добровольно-принудительные).
Здания будут только в 2014-2015 гг. Сейчас есть только исследовательский центры. Всего будет 15 таких центров, которые разбиты на 5 направлений. Каждый центр состоит из 10-15 лабораторий (5-6 российских, 5-6 иностранных). Лаборатории, которые работают в интересах SkolTech могут быть не только российскими, но и иностранными. Финансирование одного Центра составляет 10-15 млн. долларов в год. 
Существуют различные подходы к научным исследованиям:

Эдиссон (нефундаментальные, но практичные)

Бор (фундаментальные, но не практичные)

Академия Наук (нефундаментальные и не особо практичные)

Пастер (фундаментальные исследования с относительно близкой перспективой внедрения в практику) – цель SkolTech.
На сегодяшний день в SkolTech учится 20 студентов. К сентябрю будет 70 студентов.
Посколько у университета нет зданий и не до конца сформирован штат профессуры, то студенты сейчас учатся заграницей (первый год обучения на Master Program). Кто-то поехал в MIT, кто-то в Великобританию, кто-то в Гонконг, кто-то в Швейцарии – при этом полностью оплачены расходы за счет SkolkovoTech.
Далее речь пойдет о взаимосвязи инноваций и фундаментальной науки.
 
Большинство ученых работает ради удовлетворения собственного любопытства.
3 постулата:

фундаментальные научные результаты полученные в университетских лабораториях, находят практическое применение в промышленности

научный факт полученный в эксперименте объективен (воспроизводим)

прогресс связан с развитием новых технологий
Фундаментальный вопрос 40-50х годов – как возникают мутации у бактерий. Индуцированные и спонтанные мутации. Индуцированные мутации – путь СССР (Лысенко).
Через 50 лет возникла наука – геномика. Проект расшифровки генома человека.
ДНК бактерий состоят из повторов и спейсеров. Спейсеры очень разные. Это можно использовать для выявления источника заболевания (например, туберкулеза).
Danisco занимается кисло-молочными продуктами. Это – промышленная микробиология. В зависимости от закваски вы получите разные продукты. Danisco гарантирует конечный результат. Каждая бактерия, которая обладает финансовым потенциалом, отличается характерными последовательностями в ДНК. Кисломолочный бизнес больше оружейного бизнеса – сотни миллиардов долларов. 
Затраты достигают 15% от того, что вирусы убивают бактерии. Цель исследований – создать промышленные бактерии, которые устойчивы к бактериофагам. Такие исследования не будут проводится в рамках университетов, т.к. базируются на существующих открытиях. В 2007 году было сделано открытие в промышленной науке, а в 2011 году эта технология уже была внедрена в промышленности. Теперь этим занимается компания DuPont, которая приобрела компанию Danisco.
Это помогло приблизится к решения проблем генной терапии человека (!!!).
Если говорить о прорыве в науке и следующей Нобелевской премии, то можно с увернностью сказать, что выделение приоритетных областей в науке бессмысленно! Наиболее “прорывные” результаты достигаются в смежных областях, а иногда и в тех областях, которые могут использовать знания из совершенно других направлений, как это произошло с генной терапией человека и исследованиями устойчивости бактерий к бактериофагам.
И, наконец, несколько слов о различиях между российской (читай пост-советской) и американской наукой, которая представлена научными лабораториями.
Анна Артюшина (СОЦИС) поехала на 3 месяца сначала в российскую, а затем в американскую лабораторию. С одной стороны выяснилось, что в Америке работют больше. Но выяснилось что лаборатории функционируют, как сетевой узел, а в России – каждая лаборатория пытается функционировать, как “хутор”. В России “сеть” не работает, а в США есть возможность привлекать любые лаборатории по всему миру для дополнения уникальных компетенций.
На этом открытая лекция К. Северинова была завершена. От себя добавлю, что  крайне рекомендую ознакомится с личными ресурсами:

http://waksman.rutgers.edu/severivon/home

http://www.genebiology.ru/structure/7.shtml

http://www.img.ras.ru/structure/mobeucexpreg/

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *